Сланцевая шахта города Кохтла

Эту историю мы с вами слышали сотни раз. Советский союз распался, многие предприятия закрылись и обанкротились, всё в упадке и разрухе. Мужики пьют, женщины их бьют – замкнутый круг. Я много писал о бывших шахтерёских посёлках, а ныне просто вымирающих городах Пермского края.

Такая же точно судьба могла ждать небольшой эстонский городок Кохлта-Нымме. Но они пошли другим путём.

(32 фото)

Источник

1. Дороги в стране оказались хорошими. Ровные и без ям, хоть и не широкие. Да, пару хайвеев я всё же нашёл. Строят. Молодцы.

2. На северо-востоке страны хватает поводов для уныния. Эта часть показалась наименее ухоженной, хотя прогресс виден. Эти города совершенно советские, но, скорее всего, они молодые и при СССР построены и были: индустриальные здесь места.

3. В каком состоянии эстонская промышленность, и что они сегодня производят, я не знаю. Можете рассказать, если в курсе дела.

4. Но вот эти края какие-то заброшенные-заброшенные. Точно, как у нас.

5. Догнивают старые БелАЗы, мои любимые грузовики. Эх, не будь они такими большими, подобрал бы, подлечил, обогрел…

6. Нас с Баклажановым (так я решил назвать своего попутчика Шевроле Каптиву) занесло на сланцевую шахту города Кохтла. Кажется, ничего радостного быть не должно при таких окрестностях?

7. Но когда шахту закрывали, в конце девяностых, сотрудники угасающего предприятия предложили местным властям идею: а давайте сделаем из шахты музей? Такое мало где есть, а в нашей стране вообще нигде! Сможем сохранить память о работе шахтёра, и не разрушим то, что создавалось поколениями. Наверняка с трудностями, но музей шахту, в самом деле, передали бывшим сотрудникам, чтобы они сделали из неё увлекательный шахтёрский парк.

8. Перед спуском под землю – небольшая инструкция по технике безопасности. Конечно, нужно купить билет за десять евро. Надевайте каску, робу, берите аккумуляторный фонарь – и вниз!

9. Вход в шахту – прямо из административного здания. Я думал, до неё нужно ехать куда-то на “буханке”. Нет, всё рядом.

10. Все детали шахтных интерьеров, включая лечебную грязь – аутнентичные. Ничего не трогали, только добавили лампы освещения (на самом деле в шахте куда темнее) и сделали удобные настилы. Люди ведь не в сапогах приезжают на экскурсию.

11.

12. Вода – главный враг шахтёра. От неё и случаются все беды. Люди ставят множество насосов, создают защитные дамбы.Но природа своё берёт, вода камень точит.

13. Здесь одинаковая температура круглый год – восемь градусов тепла. Но очень мокро, дождевые капли попадают и сюда. Если опуститься совсем глубоко (доступный для посещения уровень – восемь метров, саму шахту эстонцы раскопали до тридцати вниз) – будет суше.

14. Все штреки оборудованы рельсами, но когда шахту открыли в 1937-м году, в качестве тягловой силы трудились лошади. Представляете, каково животным под землёй?

15. А могли бы построить метро в этом маленьком городе. Вошло бы в книгу рекордов в метро, как самое маленькое в мире.

16. Вывески частично на русском, оставшиеся с советского времени, частично эстонские.

17. В штольнях стоят страшные монстрообразные машины. Эта – загребает сланец, выдолбленный перфоратором в породе. Она работает, лёгким движением руки гид включил её. Стало громко и как-то неуютно. В таком шуме шахтёры работали постоянно.

18. Всё оставлено, как было. Всё подключено к сети. Продолжить добывать сланец можно в любую секунду.

19. Эта хреновина срезала породу, но машина даёт больше брака. До последнего здесь использовали ручной труд, он и оплачивался выше.

20. Подземные велосипеды. Самоделки. На них ездили инженеры и техники, чтобы быстро добраться до нужного места, не гоняя электровоз впустую.

21. Вагонетки.

22. Большая жирная точка. Именно столько сланца было добыто за 64 года работы шахты. Это – последняя вагонетка.

23.

24. Подземный конвейер.

25.

26. Электровоз, к моему счастью, живой и работает. На нём можно прокатиться!

27. Настоящий подземный трамвай. Вкупе с подземными велосипедами это рай, друзья!

28. Вопреки всем шуткам, ехал машинист быстро, что надо!

29. Кабина.

30. Я думал, что посетителей в шахте осенью немного. На обратном пути наткнулся на большую экскурсионную группу. А летом их ещё больше. Приезжают и самостоятельные туристы. Потому что место реально интересное.

31. Это Тойво, работал в этой шахте всю жизнь, и теперь продолжает, трудится экскурсоводом. Это место живо благодаря Тойво и его коллегам, которые с помощью трудолюбия, усердия и любви к своей работе не дали шахте развалиться.

32. Шахтовый парк живёт и расширяется. Это заброшенное промышленное здание скоро превратится в новый интерактивный музей и образовательный центр. Но это уже совсем другая история.

 

Добавить комментарий

X

Вход в аккаунт

Генерация пароля